Фрагмент для ознакомления
2
Отличительной чертой современного правового статуса органов исполнительной власти является то, что действующее законодательство в данной сфере нельзя назвать системным, потому что нет единого понимания системы исполнительной власти, что приводит к проблемам ее дальнейшего развития. Актуальность изучения исполнительной власти заключается в том, что с развитием и реформированием российского общества очень важное значение придается новым требованиям к исполнительной власти.
Отсутствие единообразия системы конституционно-правового регулирования органов исполнительной власти делает актуальным задачу выявления аспектов, которые требуют конституционного регулирования. Также необходимо рассмотреть понятие конституционно-правового статуса органов исполнительной власти, это позволит говорить о том, что данное определение вводится с целью обозначения того объема деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, который содержится в Конституции Российской Федерации.
Подробное рассмотрение сущности конституционно-правового статуса органов исполнительной власти дает возможность утверждать о том, что в данной сфере, деятельность органов исполнительной власти должна играть значимую роль в построении правового и демократического государства. Необходимо уяснить понятие органов исполнительной власти, рассмотреть признаки и виды органов исполнительной власти и достигнуть ясности понимания относительно определения конституционно-правового статуса органов исполнительной власти.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Целью настоящей работы является рассмотрение и порядок функционирования органов исполнительной власти Российской Федерации, анализ проблем развития исполнительной власти и вопросов совершенствование структуры органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие органы исполнительной власти, виды и признаки
- рассмотреть значение исполнительной власти в системе государственного управления
- изучить Правительство РФ, как главный орган исполнительной власти
- рассмотреть виды исполнительно – распорядительных органов
Предметом исследования выступают органы исполнительной власти.
Объектом является нормативно – правовое регулирование функционирования органов исполнительной власти.
Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы являются: Конституция Российской Федерации, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации.
При написании работы использовались следующие методы: анализ законодательной базы; сравнительно-правовой; специально-юридический, использовался для терминологии, классифицирования разграничений отличительных свойств.
Для написания курсовой работы и исследования ее теоретической части, использовалась учебная и специальная литература, которая в свою очередь является методом, способствующим раскрыть тему курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Исполнительная власть так же, как и иные, определяет одну из ветвей власти, которая осуществляет исполнение законодательный актов государства. Орган исполнительной власти - это определенный вид структуры, созданный в целях регулирования конкретной сферы государства, осуществляя способом управления, исполнительные полномочия, наделенные государством, в соответствии со спецификой созданного органа.
Основной задачей исполнительного органа, является осуществление, способом управления и реализации, предусмотренных государством решений, наделенные полномочиями, по осуществлению конкретных функций, в соответствии с требованиями закона.
Органы исполнительной власти, обеспечивают выполнение различных функций, но все без исключения наделен соответствующе обязанностью исполнять утвержденные нормативно - правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением, а также принимают решения по исполнению законности актов, но исключительно в рамках закона.
Органы исполнительной власти имеют право создавать подзаконные акт, но в таком случае они будут являться распорядительными документами.
Орган исполнительной власти образует самостоятельный управленческий коллектив, который осуществляет определенные функции и наделенные государством полномочия, в отношении реализации законодательных актов, в определенной сфере государства.
Органы исполнительной власти имеют свою подчиненность, как ведомственного характера, так и определенных отраслей и сфер жизни общества, осуществляя при этом исполнительные, распорядительные и контрольные функции.
Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, которое формируется в соответствии с законодательством и Конституцией РФ, а также федеральным законом. Правительство состоит и министров, которые наделены полномочиями в регулировании определенной государственной сферы и исходя из этого формируют ведомства в регионах и субъектах РФ.
Органы исполнительной власти, к же как и иные ветви власти определяют свою классификацию по различным признакам:
- по характеру компетенции, в зависимости от наделения полномочий, осуществляющих управленческие функции в регионах и субъектах, а также административного аппарата,
- по территориальному принципу, в зависимости от формы административного устройства,
- по порядку решения вопросов, выделят коллегиальные и единоначальные органы, которые в совокупности, направлены на реализацию определенных целей и решение задач,
- в зависимости от организационно - правовых критериев, определяют способы и методы реализации полномочий,
Особенностью органов исполнительной власти, отличающая от иных ветвей власти, является его строгая иерархическая система подчиненности, при этом она может быть, как вертикальной, так и линейной. Вся структура органов исполнительной власти включает в себя обширный механизм действия, в отношении предусмотренного управления органов исполнительной власти. Содержит в себе различные механизмы и элементы осуществления деятельности, материальные и информационные ресурсы, различный уровень государственных служащих и должностных лиц.
Правительство РФ, являясь высшим органом государственной исполнительной власти, формирует Правительства и в регионах и субъектах РФ и наравне с высшим органом, выполняют такие же функции, но только конкретно в управляемом регионе.
В полномочия Правительства РФ входит регулирование большинства сфер общества, отраслей и управлений, осуществляет обеспечение и контроль за экономическим и культурным развитием государства, социальной и правоохранительной сферой. Состав Правительства формируется ходя из положений Конституции РФ, указов Президента и федерального закона о Правительстве и осуществляет свое действие, исключительно в период срока на который назначается Президент РФ.
Правительство РФ осуществляет большое количество функций и полномочий, наделенных им государством, а именно:
- формирует федеральный бюджет, и осуществляет его исполнение, строго по назначению,
- осуществляет формирование и реализацию утверждения государственной политики в различных сферах,
- осуществляет контроль за сохранностью федеральной собственности и обеспечивает управление и несет ответственность, за все действия проводимые с собственностью,
- наделено обеспечением в части осуществления национальной безопасности государства, организует обеспечение обороны государства, а также внешней политики,
- осуществляет контроль и обеспечивает правоохранительную функцию государства, направленную на защиту прав и свобод граждан.
Правительство также осуществляет контроль за деятельностью и выполнением полномочий всеми органами исполнительной власти в регионах и субъектах РФ. Правительство также полномочно в формировании различных стратегий планирования долгосрочных перспектив и их реализации, а также кратковременных и разовых стратегий. При этом следует отметить, что именно органы исполнительной власти, способствуют регулярном нормотворчеству законодательных органов.
Орган исполнительной власти - это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которой реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства.
Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
Функции органов исполнительной власти - исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов. Законодательные органы творят законы, органы исполнительной власти их исполняют, претворяют в жизнь. Органы исполнительной власти наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные правовые акты, а также ненормативные акты - акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на соответствующие должности). Все они должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, то есть быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется распорядительной. Органы исполнительной власти обладают общими родовыми признаками: представляют собой автономные части государственного аппарата; это организованный коллектив людей; коллектив имеет юридическое оформление (устав, структура, система); осуществляют государственные функции от имени и по поручению государства; выполняя эти функции, действуют еще и от своего имени; обладают собственной компетенцией, государственно-властными полномочиями; несут ответственность перед государством за свою деятельность; их положение, структура и деятельность регламентирована правом; учреждаются государством.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, наделены оперативной самостоятельностью, образуются вышестоящими органами, они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти, имеют постоянные штаты, их образование и структура регламентированы административным правом.
Органы исполнительной власти могут быть классифицированы по различным признакам.
Фрагмент для ознакомления
3
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"
3. Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 г. N 2277 "О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства Российской Федерации"
4. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"
5. Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 N 667 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2050"
Специальная литература
6. Административное право России / под ред. А. И. Стахова, П. И. Кононова. — М.: Юрайт, 2024. 485 с.
7. Ивакина, Д. С. Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации / Д. С. Ивакина, А. В. Митюхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 91-94.
8. Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права: учебник. Москва: КНОРУС, 2023. 314 с.
9. Конджакулян, Карен Институт президентства и исполнительная власть / Карен Конджакулян. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 288 c.
10. Мигачев, Юрий Иванович Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение: моногр. / Мигачев Юрий Иванович. - М.: Норма, 2019. - 315 c.
11. Макашова, А. А. Принцип разделения властей как основа организации государственной власти / А. А. Макашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 256-259.
12. Новикова И.В., Рудич С.Б. Электронное правительство в органах исполнительной власти субъектов РФ / И.В. Новикова, С.Б. Рудич // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 4 (55). С. 101-108.
13. Попов, В. В. Высшие органы государственной власти Уругвая: моногр. / В.В. Попов. - М.: МГИМО-Университет, 2019. - 148 c.
14. Сладкова А.В. Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти / А.В. Сладкова // М., 2019—59 с.
15. Старостин С. А., Ухов В. Ю., Кинев А. Ю. Актуальные проблемы административного права. — М.: Проспект, 2022. 408 с.
16. Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России. — М.: Юрайт, 2023. 686 с.
17. Соловьев, К. А. Законодательная и исполнительная власть в России. Механизмы взаимодействия (1906-1914): моногр. / К.А. Соловьев. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2019. - 512 c.
18. Смоленский, М. Б. Административное право для бакалавров. Учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Алексеева. - М.: Феникс, 2019. - 288 c.
19. Четвериков В.Э. Административное право. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2020. — 282 с.